Наполнение этого сайта полезной информацией началось с двух статей, которые поднимали важные для меня темы: «Битва за гармонию или как дизайнеру общаться с клиентом» и «Техническое задание для дизайнера».
Статьи тут же разлетелись по сети, никому неизвестный до этого сайтик
посетили тысячи человек, а я понял, что эти темы важны не только для
меня. Прошло 3,5 года, а моё мнение по этим вопросам практически
не изменилось. Лишь появились новые интересные нюансы, о которых стоит
поговорить.
Размер имеет значение
Опубликованный в статье пример технического задания практически
сразу морально устарел для меня. Я занимался совершенствованием этого
документа постоянно. На сайте «Мелехова и Филюрина»
я нашёл очень неплохие образцы технического задания, да ещё
и заточенные под разные творческие работы. Одно время я пользовался ими
практически в неизменном виде, пока не понял, что это не совсем то, что
мне надо.
После того, как появился «Редбренд», я занялся серьёзным
упорядочиванием проектной документации. Потратив несколько дней,
я сотворил техническое задание мой мечты (как я тогда думал). Это был
документ, который в незаполненном виде занимал 10(!) листов. Там было
всё: описание задачи, подробное описание компании, общие сведения,
сведение о диверсификации, ценовая политика, национальные симпатии,
традиции, подробный портрет потребителя, его объективные и имиджевые
потребности, эмоциональная составляющая, ситуация, в которой
принимается решение о покупке, ассоциативные ряды, описания дистрибуции
и продвижения, точки контакта, обзор рынка, конкуренты и конкурентные
преимущества, технологические ограничения, приоритеты и критерии,
которыми будут руководствоваться при оценке работы. Каждый пункт был
разбит на подпункты, снабжён подробными комментариями и наводящими
вопросами. Оформлен документ был таким образом, чтобы клиенту
оставалось только вбивать необходимую информацию. Я гордился этой
формой техзадания безмерно.
Однако, искренне стремясь к идеалу, я упустил некоторые особенности
национального бизнеса. Возможно, где-нибудь в педантичной Германии или
аккуратной Японии документация на десяти листах считается нормальной
частью рабочего процесса, но только не в России. Тут действуют
несколько иные законы взаимодействия дизайнера и заказчика, когда
дизайнер представляется заказчику этаким тамадой с баяном: я тебе
заплатил, а ты меня развлекай. Чем крупнее компания, тем меньше желания
у ответственных лиц тратить время на подробное обсуждение причин,
по которым заказываются те или иные творческие работы. Почему-то
считается, что дизайнер — телепат и сам должен догадаться, что нужно
заказчику. При этом никому не придёт в голову обратиться к незнакомому
парикмахеру, кинуть на стол деньги и сказать: «Сделайте мне
что-нибудь…». Для меня до сих пор остаются непонятными эти ментальные
особенности, которые присущи, в том числе, и очень, очень крупным
российским компаниям.
Ещё несколько интересных особенностей: заказчик готов вести
многоэтапные многочасовые переговоры, но не готов потратить час
на оформление документа, в котором можно изложить то же самое,
но по существу; заказчику удобно обсуждать готовую работу и приходить
к неожиданным открытиям, как не надо было делать, но не удобно думать
об этом заранее, и ещё сложнее излагать свои мысли на бумаге; заказчик
с лёгким сердцем отдает работу на судилище фокус-групп, но при этом
скупится провести минимальные исследования рынка и целевой аудитории
до начала работы над проектом.
Как следствие всего этого, первая реакция на полноценную форму
технического задания — неприятие и негатив. Затем появляются два
вероятных сценария: либо будут длительные переговоры, на которых
Исполнителю предоставляется возможность судорожно заполнять техническое
задание под диктовку, либо техническое задание отдадут какому-то
менеджеру, и под диктовку будет заполнять он. В первом случае документ
будет заполнен мучительно, но с душой, во втором случае будет
стандартная отписка в духе «ну придумайте нам что-нибудь».
Очень редко я получал подробное техническое задание, в котором меж
строк сквозила искренняя заинтересованность в результате и желание
помочь. Это, как правило, были небольшие компании. И всегда в этих
случаях документ заполнялся руководителем.
Источник: http://eldesign.ru/sreda/2008/0116/ |