1. Элементарная типографика. Ключевые правила |
Правило 1.
Не путать тире и дефис |
Дефис — орфознак, короткая черточка: (-). Пробелами не обрамляется.
Тире — пунктуационный знак, длинная черточка: (—). Обрамляется пробелами. |
|
Дефис {во-первых, серо-буро-малиновый, по-моему}.
Тире {назвался груздем — полезай в кузов}. |
При написании числовых периодов тире не обрамляется пробелами |
Когда тире используется в качестве диапазона между цифрами,
оно не отбивается пробелами {7–8 классы}.
Обратим внимание, как в цифровом
варианте представлено сочетание тире и дефиса: {5–6-классники;
2–3-этажный}. |
Диалоги всегда начинаются с тире, а не с дефиса.
Тире отделяется от слова пробелом |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub1.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub2.jpg) |
|
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray1.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray2.jpg) |
Правильно
— Кто там стучится в поздний час?
— Конечно я, Финдлей!
— Иди домой, все спят у нас!
— Не все, — сказал Финдлей. |
|
Неправильно
(найди ошибки):
— О том, что буду я с тобой…
- Со мной!- сказал Финдлей.
-Молчи до крышки гробовой!
—Идет,— сказал Финдлей. |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub3.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub4.jpg) |
|
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray3.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray4.jpg) |
• Формула диалога: абзацный отступ + Alt+0151 или Alt+0150 + пробел • |
Тире в начале строки не ставится, если это не начало абзаца и не диалог |
Тире не переносится в начало строки, а всегда остается на предыдущей строчке полосы (кроме диалогов).
{У меня живет обжоркин —
маленький кисенок Жорка}. |
|
• Пример «минус» 1
• Пример «минус» 2 |
|
Зато «висячий» дефис довольно симпатичен, если оформлен правильно:
{двух-, трехэтажный; пяти-, шестиклассники}. |
Правило 2.
В текстах используются «кавычки-елочки» («…») |
• Формула правильных кавычек: Alt+0171 оп Alt+0187 = «оп»
«лапки-запятушки» Alt+0147 + Alt+0148 ставим только в случае, если надо «поставить „кавычки в кавычках”». |
|
{И спросила кроха: «Что такое (Alt+0147) хорошо (Alt+0148), что такое (Alt+0147) плохо (Alt+0148)?» = «Что такое «хорошо», что такое «плохо»?»} |
|
Подсказка. При выделении слова курсивом можно обойтись без «лапок»:
И спросила кроха: «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
Правило 3. «Висячие» строки
и «строки-сироты» на полосе не оставляются |
«Висячая»
строка — это одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая»
в следующей колонке или (что еще хуже) на следующей полосе. По правилам
верстки категорически не допускается. |
|
«Сирота»
— одна строка, «оторвавшаяся» от абзаца и «повисшая» в предыдущей
колонке или на предыдущей полосе. По правилам верстки категорически
не допускается. |
Однобуквенные слова (предлоги, частицы и междометия), набранные прописными, не должны стоять в конце строки |
Висячий
предлог (ВП) — это тот, что оставлен в конце строки. По правилам
верстки не допускается. Например, на этой странице вы ВП не найдете.
Особенно недопустимо оставлять ВП в оглавлении и заголовках! |
|
• Пример «минус»
• Пример «плюс»
|
|
Сокращенные
слова, а также знаки процента, номера, параграфа не должны «отрываться»
на другую строку от цифр, чисел и слов, к которым они относятся:
10 кг, 5 мм, 1990 г., 50 %. |
Правило 4.
Все подрисуночные подписи на всех полосах издания оформляются единообразно |
Подрисуночные подписи ставятся:
- С выключкой влево или вправо (в ЛГО — влево)
- С привязкой к краю картинки (не заезжая за край иллюстрации)
- Кеглем меньше основного
- Подпись отбивается от иллюстрации (расстояние от картинки до подписи — одинаковое для всего номера)
- Без точек в конце
|
Расстояние между одной подписью и картинкой должно равняться расстоянию между другой подписью и картинкой |
Подрисуночные
подписи на всех полосах оформляются одним кеглем (как правило)
и с одинаковыми отступами сверху и снизу от картинок. Перед сдачей
номера корректору и выпускающему следует отдельно проверить и вычитать
«только подрисуночные подписи». |
В конце подрисуночной подписи точка не ставится |
Уточним. Если подрисуночная подпись состоит из одного предложения, то в конце точка
не ставится (другие
знаки конца предложения остаются в силе). А если из нескольких
предложений, то соблюдаются все знаки конца предложения внутри текста,
но последнее предложение подписи опять же без точки. |
|
Совет. Ставьте подпись под картинкой. Не делайте надписи в Фотошопе.
«Не убивайте» иллюстрации подписями
на самих иллюстрациях. Расстояние между картинками и подписями по всему
номеру |
Правило 5. После заголовка точка не ставится |
Заголовки даются на 2 пт больше основного текста.
После заголовка точка не ставится (можно проверить в любых СМИ). Это правило действует и для оглавления. |
|
Совет.
Выпишите все заголовки и посмотрите, как они выглядят отдельно
от текстов. Получится оглавление. Оно должно читаться на «одном
дыхании». |
Правило 6. Лишние пробелы из текста удаляются |
Между словами ставится один пробел. Один!
|
Перед знаками препинания пробел не ставится.
После знаков препинания пробел ставится |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub1.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub2.jpg) |
|
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray1.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray2.jpg) |
Правильно
Достойно ли смириться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье? |
|
Неправильно
Достойно ![](http://portal.lgo.ru/bo/images/trans.gif) ли смириться под ударами судьбы,иль
надо ![](http://portal.lgo.ru/bo/images/trans.gif) оказать сопротивленье?В жестокой схватке с целым морем бед |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub3.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub4.jpg) |
|
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray3.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray4.jpg) |
|
Правило 7.
Дыры между словами в колонках недопустимы |
Обходимся без дырок в текстах колонок.
Найди, где правильно, а где нет:
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub1.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub2.jpg) |
|
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray1.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray2.jpg) |
Верите ли вы
в стойкость юных,
не бреющих бороды? |
|
Верите ли ![](http://portal.lgo.ru/bo/images/trans.gif) ![](http://portal.lgo.ru/bo/images/trans.gif) вы ![](http://portal.lgo.ru/bo/images/trans.gif)
в стойкость юных,
не бреющих бороды? |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub3.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ub4.jpg) |
|
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray3.jpg) |
![](http://portal.lgo.ru/img/cab/trans.gif) |
![](http://portal.lgo.ru/img/2011design/ugray4.jpg) |
Верстальные программы убирают дырки сами, просто надо не забывать включать переносы. |
|
• Пример «минус» |
Правило 8. В тексте одной колонки не должно быть более четырех переносов подряд |
В
тексте колонки не должно быть более четырех переносов подряд (на малых
форматах — пяти), за исключением тех случаев, когда исправление этой
ошибки влечет за собой ухудшение качества выключки слов. |
|
• Правила переносов |
Правило 9. Выделение слов внутри текста нежелательно |
Есть несколько типографских способов выделить смысловую часть. Эти способы делятся на позволительные и непозволительные. |
Запрещается писать внутри текста БОЛЬШИМИ БУКВАМИ |
Нежелательные: жирное, полужирное начертание внутри текста.
Позволительные: курсив.
Непозволительные: подчеркивание,
выделение цветом, а особенно набор целых слов и предложений в ВЕРХНЕМ
регистре. |
|
• Пример «минус»
• Пример «плюс» |
|
Скажем
сразу, что непозволительны эти три способа только в основном наборе
текста. В качестве художественного оформления, для заголовков
или на плакатах они сгодятся. Но внутри текста использовать верхний
регистр или подчеркивание категорически запрещено. Этот прием появился
от беспомощности во времена пишущих машинок — когда надо было хоть
как-то выделять слова. |
Правило 10. Текст в строчках колонок выравнивается по базовым линиям (направляющим) |
Если
вы верстаете текст в несколько колонок, например, в 2, 3, 4, нужно,
чтобы в горизонтали строки совпадали. А для этого необходима привязка
к базовым линиям (направляющим). |
|
• Примеры |
|
Во всех верстальных программах (может быть, кроме Паблишера) есть функция вызова и настройки базовых линий. |
Правило 11.
Стихи идут с выключкой влево |
Если
же строка стихотворения не влезает в колонку, ее разбивают абзацем,
и непоместившуюся часть строки делают с выключкой вправо.
Для стихотворения можно использовать выключку вправо только в случае,
когда стих служит эпиграфом к материалу. |
|
|
Правило 12.
Имя автора указывается кеглем меньше основного |
Если
имя автора стоит в конце материала, то используется выключка вправо,
а кегль дается меньше основного на 1–2 пт. Можно «закурсивить». Хорошо
бы еще отбить его от основного текста, но не намного, не более
чем на 1 строку. Точка в конце
не ставится. Пример: см. выше. |
2. Мини-кодекс верстки |
Правило 1.
Выворотка и тени на буквах — моветон |
Следует
ограниченно использовать прием набора текста вывороткой (белым
по черному или цветному). Читать такой текст — неприятно. Если
вы все же решили использовать выворотку, то делайте это правильно.
Не стоит на темном фоне размещать мелкий светлый текст с засечками. |
|
• Пример «минус»
|
Правило 2.
Шрифты с эффектами применяются минимально |
Старайтесь
использовать хорошо читаемые шрифты как для обычного текста,
так и для заголовков. Избегайте «пляшущих», «утопленных» и «приподнятых»
начертаний. |
|
Не ставьте на буквы тени. |
|
Категорически
не использовать системные шрифты Arial, Times New Roman, Helvetica,
Courier, Chicago, Monaco, Geneva. Полиграфисты сходятся во мнении,
что системные шрифты Windows разрабатывались не для полиграфического
применения.
Рекомендуем: использовать только PostScript (PS) шрифты Type 1 (T1). |
|
PS-шрифты, наиболее похожие на привычные системные:
- C засечками (системный Times New Roman) — NewtonC, BodoniC
- Рубленый (без засечек) (системный Arial) — PragmaticaC, FreeSetC
Старайтесь в своих материалах не использовать множество шрифтов.
Применение на одной полосе более 4 гарнитур — признак плохого тона.
Лучше поэкспериментируйте с отображением одной гарнитуры. |