Пятница, 10.05.2024, 12:01
Приветствую Вас Гость RSS
Bloha_1915
Все мои работы
ГлавнаяКаталог статейРегистрацияВход
Меню сайта
Категории раздела
Полезная информация [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Облако тэгов

Главная » Статьи » Курс Дизайн в рекламе и полиграфии » Полезная информация

Модуль есть — ума не надо

Модульные сетки в графическом дизайне (Grid-System)



Одного непонимаю, почему по модульным сеткам так мало более менее нормальной литературы? Так мало, что ее нету вообще. На русском языке она вся очень совковая, вроде как: ну вот есть такие модульные сетки, был такой мужик Модулор Ле Корбюзье, еще золотые пропорции есть да, Да Винчи... ммм ну там... дизайн, сетки, вот... удачи вам, дизайн по сеткам это здорово! Другие крутые дядьки говорят, что модульная сетка это одно из высших достижений визуально-коммуникативного дизайна, а как и что молчат. В общем, что невидимо глазу, того спиздить невозможно, потому и литература наверно такая же невидимая.

Главное понимать, что модульная сетка это не набор горизонтальных и вертикальных линий, к котрым особым образом прикрепляется текст и картинки. Модуль это проектная машина, которая решает визуальные и информационные задачи, если один раз ее настроить, то впоследствии она работает и ее можно крутить и вертеть разным образом, экономя время и на выходе получая быструю и профессиональную работу. Еще одно заблуждение, что модули нужны только газетам и книжным изданиям, везде где есть текст, ограниченый рамками листа бумаги, макетом в газете, окном браузера, модуль будет приятен как глазу, так и мозгу.

В этом уроке я расскажу как строить модульную сетку и заодно принципы работы в Adobe Indesign CS3

Поля и единицы измерения

1. Создаем новый документ, по умолчанию поля имеют одинаковый размер со всех сторон 12,7 мм, поэтому меняем значения. В моем примере это распространеные класические пропорции полей для формата А4.

Inside - это внутренние поля разворота, outside поля с наружи.

2. Устанавливаем единицы измерения в пунктах (все объекты которые будут создаваться измеряются не в милиметрах как по умолчанию, а в пунктах)

Edit > Preferences > Units & Increments

Строим сетку

Чтобы построить сетку нам нужно:

  • Расчитать количество строк учитывая конструкцию сетки
  • Определить высоту шрифта по выносным элементам (это растояние например от начала заглавной "П" до кончика буквы "р")
  • Высчитать интервал между блоками сетки используя высоту шрифта и рязрядку строк

Итак:

1. Расчеты по тексту

Нам необходимо 4 блока плюс 3 растояния между ними.

a) Создаем текстовой блок , затем выбираем Selection Tool , меняем шрифт, размер и инерльяж (leading). Изначально вы конечно в зависимости от дизайна публикации должны подобрать гарнитуру основного текста, так как сетки будут строится относительно ее.

b) Заполняем рыбным текстом:

.

Если хотите, чтобы рыбой был не трактат Цицерона, а ваш текст, создайте текстовой файл в папке Adobe InDesign CS3 с названием Placeholder.txt

c) Выясняем сколько на даный момент мы имеем строк, для этого щелкаем по тектовому полю и открываем вкладку info. При активном текстовом блоке нам показывается количество символов, слов, строк и параграфов

Нас интересует количество строк, на даный момент 56. Считаем: делим 56 на 4 получаем 14 строк. Далее выбираем оптимальное меньшее значение учитыввая что нам нада еще три строки. 13*4+3=55. В итоге для построения нам потребуется 55 строк, удаляем лишнюю.

Чтобы определить высоту шрифта по выносным элементам создаем текстовой блок с такой же гарнитурой (Myriad) 10 пт и переводим в кривые:

Итого у нас получается высота 8,719 пт, так как шрифт 10 пт, то кофициент для этого же шрифта составляет 0,8719 (округ. 0,872). Например если шрифт 12 пт, то высота = 12*0,872 = 10,464 пт. В данном случае используется 11 пт поэтому высота основного текста будет 9,592 пт (девятку можно всегд округлить 5,6 пт)

Теперь у нас есть такие вот параметры которые нам пригодятся:

количество строк - 55

высота текста - 9,592 пт (коф. 0,872)

интерльяж - 12 пт

d) В тексте сразу установим привязку к Cap height

Object > Text Frame Options Ctrl+B

2. Из прямоугольника делаем сетку

Теперь перейдем на мастер-страницы.

Мастер-страницы - это шаблон который применяется ко всем создаваемым страницам, на них размещают нумерацию и какие либо повторяющиеся элементы, чтобы не копипастить как в кореле ( !в кореле кстати тоже есть мастер-страницы, даже не разу не использовал).

Сдесь мы и будем создавать сетку. Чтобы перейти к редактированию мастер-страницы перейдите на вкладку Pages и двойной клик по шаблону A-Master, чтобы вернуться обратно: двойной клик по странице документа

Нам необходимо создать прямоугольник такой высоты чтобы верх линковался к Cap height, а низ по нижнему выносному элементу в самом конце текста.

Еще раз напомню значения:

количество строк - 55

высота текста - 9,592 пт (коф. 0,872)

интерльяж - 12 пт

Теперь расчитываем: 55-1=54 (минус одна строка снизу, потому что ее считаем по высоте), 54*12=648 (это высота от самой первой строчки до верхнего выносного элемента последней) 648+9,592=657,592 пт, это и есть высота прямоугольника.

Интервал между блоками = 12 (интерльяж)*2 - 9,592 пт (высота текста) = 14,408

Теперь есть все, для того чтобы построить сетку

Шаг 1. Сначала создайте прямоугольник с привязкой к боковым полям, а потом вручную введите полученую ранее высоту

Шаг 2. Переходим во вкладку Scripts (Window > Automation > Scripts) и разбиваем скриптом на 4 блока по горизонтали, интервал между ними мы уже расчитали (14,408) и на две колонки по вертикали, с интервалом по умолчанию.

Шаг 3. Выделяем четыре блока с левой стороны и запускаем другой скрипт, который добавляет направляющие вокруг объектов

Шаг 4. Теперь выделяем два верхних, и добавляем гайды слева и справа

Теперь прямоугольники удаляем, и дублируем слой с гайдами, блокируем нижний а новый перетаскиваем на другую страницу (гайды можно выбирать и пертаскивать)

Чтобы скрыть или показать гайды используйте Ctrl+; потому что придется очень часто ей пользоваться

Ура!! сети мы поставили, осталось настроить базовые линии. Сделайте их видимыми ( Alt + Ctrl + ' ). Теперь необходимо построить прямоугольник от самого начала документа до первого гайда, посмотреть его высоту, и назначить начало отсчета именно с этой высоты (54 пт), шаг базовых линий равен 12 пт, такой же как интерльяж основного шрифта.

Теперь пертаскивая фреймы в другое место всегда будет соблюдаться кратность, учитывая что интерльяж равен шагу базовым линиям.

Шаманство с текстом и илюстрациями

Вариантов, как можно теперь распорядится сетью + базовыми линиями очень много, ее можно усложнить разбивая еще на несколько колонок или строк, подбирать шрифтовой рисунок, планировать илюстрации их соотношение и все в рамках сетки в выдержаных пропорциях и соблюдая кратность..


Визуальное приемущество таких расчетов в том, что высота текста (по выносным элементам) находится строго по центру между илюстрациями, и соответственно высота иллюстраций всегда кратна тексту. С привязкой к гайдам вариации размеров и расположений илюстраций тоже очень много и какие бы разные размеры у них небыли все они будут гармонировать между собой.

Далее как работать с текстом и илюстрациями в программе:

1. Выравнивание по высоте заглавной буквы

Еще одна величина которая нам пригодится, это высота заглавной буквы (без нижнего выносного элемента). Высчитывается по описаному ранее способу: печатаем заглавную букву "E" шрифт Myriad 10 pt, и смотрим высоту, которая получилась. Итого: кофициент составляет 0,674

Пример: нам необходимо вычеслить какой нужен размер шрифта, чтобы заглавная буква по высоте была кратна базовым линиям и составляла ровно 24 пт. Вычисляем обратно-пропорционально: 24 / 0,674 = 35,6 pt

2. Стиль текста Object Styles

Если вы создаете новый тектовой блок, то привязки к Cap height уже небудет, чтобы каждый раз не лазить в Text Frame Options, можно создать стиль для фрейма:

Вкладка Object Styles > создаем новый стиль > обзываем > двойной клик по стилю > Text Frame Baseline Options > Offset: Cap height. Чтобы применить стиль достаточно выбрать текстовой фрейм и один раз кликнуть по стилю.

Чтобы данный стиль был стилем по умолчанию: Выбираем инструмент и сперва щелкаем по стилю а уже потом создаем фрейм.

3. Стиль текста Paragraph Styles

В одном фрейме вы уже настроили гарнитуру, кегль и интерльяж, теперь вам необходимо создавать новые фреймы и соответственно с такими же параметрами.

Выделяем настроеный текст > Вкладка Paragraph Styles > создаем новый стиль

Чтобы данный стиль был стилем по умолчанию: Выбираем инструмент и сперва щелкаем по стилю а уже потом создаем фрейм.

Таким образом создаются стили для заголовков, основного текста, подробнее о стилях расскажу в другом уроке

4. Связывание текстовых блоков и перенос слов в русском языке

Чтобы связать два текстовых блока (т.е. чтобы текст автоматически переходил на другой фрейм при заполнении первого) нужно кликнуть по небольшому квадрату с правой нижней стороны фрейма и щелкнуть по фрейму следущего

Почему неработает перенос?!! Многие новички очень часто сталкиваются с тем, что незнают как включить русские переносы, я помню даже лезли в инет и искали русские словари, галка Hyphenate включена, а все равно не работает. А все на самом деле очень просто, необходимо просто поменять язык в окне Character

5. Стиль для илюстраций Object Style

Если вставлять картинки через импорт то они масштабируются в оригинальном размере, и потом приходится подгонять, даже если вы создали фреймы для них они также вставляются большими, чтобы избежать этого, нужно подготовить фреймы и задать для них стиль и потом можно просто перетащить групу файлов в окно и поочередно вставлять в рамки.

Шаг 1. Создаем фреймы и назначаем новый стиль

Шаг 2. Редактируем в стиле параметры заполнения фрейма: указываем центр относительно которого будет выравниваться картинка (Reference Point) и и каким образом картинка будет масштабироваться (Fitting). В опции Fit Frame Proportionaly картинка будет масштабирована ровно по краям рамки, и если картинка по высоте или ширине больше то части картинки по краям срезаются.

Если вы редактируете параметры стиля с уже вставленой картинкой, будет полезным включить галку Preview, все изменения отображаются в реальном времени.

Шаг 3. Теперь можно перетащить за один раз несколько файлов в окно и поочередно их вставлять в фреймы.

Еще один важный момент: не в коем случае не создавайте дизайн с нуля используя сетки, только в том случае если есть уже готовые настроеные решения. Т. е. композицию, дизайн, подборку шрифтов вы делайте предварительно, и только потом уже приступаете к сеткам, потому что создавая дизайн с нуля и одновременно занимаясь расчетами вы просто зайдете в тупик. Модуль уже помогает упорядочить и сбалансировать, и добиться автоматизации для больших объемов.

Если вам лень считать и необходимо уж очень все быстро, то хотя бы включайте тупо привязку к базовым линиям, во вкладке Paragraph. В таком случае как бы не двигали фрейм, текст всегда будет прилипать к базовым линиям.


исходник урока: http://filebar.kz/files/40103/Grid finished Folder.rar


Источник: http://yvision.kz/post/2245
Категория: Полезная информация | Добавил: bloha_1915 (27.01.2012)
Просмотров: 10800 | Теги: уроки верстки, Дизайн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Ярмарка мастеров
  • Hand Hand

  • Copyright bloha_1915 © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz